Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга, заключающееся в субъективном отражении объективного мира и выполняющее роль регулятора поведения и деятельности.
Филогенез (от греч. рhyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение), обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.
В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание).
Одним из важнейших вопросов развития психики в ходе эволюции живых существ является выделение критерия собственно психического отражения. Нужен объективный критерий (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак), который позволит утверждать, что психика существует. Все живые существа нуждаются для осуществления обмена веществ в контактах с окружающей средой и реагировании на биологически значимые раздражители. Раздражимость представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний (например, растения обладают раздражимостью). Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологическим факторам называют тропизмами и различают (вынужденные автоматические движения, обусловленные неодинаковостью физико-химических процессов в частях организма):
- Фототропизмы (тенденция двигаться к свету).
- Термотропизм (тепла).
-
Хемотропизм
(тенденция избирать определенную физико-химическую среду).
-
Геотропизм
(тенденция корней растения направляться к центру гравитации, то есть
вертикально по отношению к поверхности земли)
У животных форм возникает новый вид раздражимости - чувствительность. Именно чувстительность, по мнению А.Н.Леонтьева, явл критерием появл психики. По определению Леонтьева, чувствительность – это раздражимость особого рода, подразумевающая способность реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические), связанные с биологически-значимыми свойствами окружающей среды.
Психика
дает возможность воспринимать внешнюю информацию как сигнал, запускающий
ответное действие, направленное на биологически-значимый предмет, т.е. на то, что
связано с удовлетворением потребности.
При
появлении психики реактивность сменяется активностью живого существа. При
реакции действие явл ответом на внешнее воздействие. Активность же предполагает
действие в ответ на изменения самого субъекта. Появл активности позволяет
достигать более эффективного удовлетворения потребностей, создает более гибкую
систему адаптации.
Развитие
чувствительности связано с появлением все более дифференцированного отражения и
учета все большего количества биологич незначимых воздействий.
Стадии развития.
Элементарной ступенью психики явл сенсорная психика, позволяющая живому сущ реагировать на отдельные, не связанные м-ду собой общущ. Простейшей формой организации клеток явл диффузная Н.С., при которой чувствительные клетки распределены по всей поверхности организма и не дифференцированы м-ду собой (гидра, медузы).
Более сложно на этой стадии явл цепочечная н.с., когда отдельные клетки соединены между собой нервными волокнами. Такая н.с. у червя.
Самой сложной ступенью на этой стадии развития психики явл ганглиозная н.с. (формирование отд нервных волокон, соединяющих нервные ганглии). Ганглиозная Н.С. сущ у насекомых и м.б. представлена в 2 формах. При 1 ганглиозные узлы располагаются в головной части насекомого, вокруг челюстей, как органа манипулирования. При др. расположены равномерно по телу.
Развитие сенсорной психики у насекомых позволяет осуществлять достаточно эффективную адаптацию на общевидовом уровне и совершать действия, имеющие инстинктивный хар-р. Однако, низкая специализация нервных клеток не позволяет достаточно гибко менять поведение и закреплять эффективные формы приобретенные в инд опыте. Такую возможность дает следующий уровень психики – перцептивный.
Эта стадия характеризуется появлением восприятия - целостного отражения предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств. Это связано с появл специального органа – мозга (головного и спинного), который выполняет функцию интеграции отд ощущений в образ и регуляции акт-ти на основе этого образа. Перцептивная психика позволяет формировать достаточно сложные навыки, учитывающие вариативные изменения внешней среды. Такую возможность дает возрастающая специализация органов чувств, позволяющих реагировать на воздействия разной модальности. Перц уровнем психики облад живые существа, находящиеся на разные уровнях развития от рыб до собак. (опыт рыба, приманка, перегородка. 25 попыток, чтобы научилась сразу обплывать преграду. Если потом убрать, рыба все равно плавает по прежней траектории, т.е. обплывает несуществующую преграду.) Высшие животные могут строить в своем повед сложные системы навыков на основе усл рефлексов (положит или отрицат подкрепления потребностей). Например, кошку сажали в ящик, она через нек время научалась открывать дверь, нажимая на педаль.
По мере развития живых организмов происходит прежде всего существенное изменение в структуре мозга. Значительно увеличивается масса мозга в соотношении с массой тела, происходит дифференциация клеток мозговой коры - борозды, извилины, лобная кора (доли). В рез появл возможность отражать не просто отд предметы, но и отношения между ними.
Это позволяет формировать все более дифференцированное восприятие действительности. Усложнение строения мозга приводит к появл более эффективного приспособления (Во-первых, отсутствие или минимизация проб и ошибок, задача решается сразу, т.к. ситуация отражается в целом. Во-вторых, моментальный перенос найденного решения в аналог условия. В-третьих, воспроизведение с первого же опыта. В-четвертых, способность решать двухфазные задачи, т.е. использовать небиологические средства, которые помогают удовл билогич потребность).
Так, если убрать перегородку (как в эксп с рыбой), то лошадь сразу пойдет прямо, т.е. поведение более пластично. Кроме того, если навык, характерный для предыдущей стадии, позволяет сохранять приобретенный позитивный опыт, то в интеллектуальном поведении появл опережающее отражение действительности. Экспериманты, в которых обезьяны использовали орудия труда, показывают наличие у них представлений о желаемом результате и возможных путях его достижения (решение двухфазных задач: изготовление орудия, а потом достижение пищи). На этой стадии появляется способность к перенесению накопленного опыта в сходные условия, а также передача этого опыта путем прямого подражания. Однако, передача опыта не связана с формированием специальных средств для его сохранения. Такое средство – речь, появл на следующей стадии развития психики.
В работах Выготского говорится о существовании словесного и дословестного сознания. Сознание не может быть сведено лишь к знаковому опосредованию. Леонтьев выделял в структуре сознания три составляющих: чувственную ткань, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань составляет базу фактов и акто сознания и дает нам впечатление реальности существующего мира. Это сумма непосредственных ощущений, на которых и строится психическое отражение.
Значение представляет обобщение общественно-исторического опыта и отражает место предметов и явл в общественной практике. Значение явл общим для всех людей.
Личностный смысл отражает пристрастность нашего сознания и связан с нашими собственными актуальными потребностями, чувствами, переживаниям. Значение и личностный смысл могут не совпадать. Выделенные составляющие структуры сознания можно соотнести со структурой знака, включающую 3 компонента: знак, значение и смысл.
Структура психики, предложенная Леонтьевым, была дополнена элементами, которые предложил включить Зинченко Владимир Петрович это «биодинамическая ткань», связанная с отношением внешнедвигательного компонента деятельности. Биодинамическая ткать обобщает опыт нашей внешней двигательной активности, на основе которой и строятся границы мужду субъектом и внешним миром.
Бюлер выделял следующие этапы развития
психики:
1.
Инстинкты. Под инстинктами понимается действия или более менее сложные акты
поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от выучки и
индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом
филогенетического развития. Основными механизмами инстинктов являются
безусловные рефлексы.
2.
Индивидуально-изменчивые формы поведения. Уже на ранних ступенях развития,
наблюдая поведение животных, мы встречаем индивидуально-изменчивые формы
поведения, которые могут быть охарактеризованы как навыки (новые реакции или
действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и
функционируют автоматически).
1.
Интеллект.
Поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется
специфическим отношением, с одной стороны, к объективным условиям, к ситуации,
в которой оно осуществляется, с другой - к истории развития индивида, его
осуществляющего. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в
соответствии с объективными условиями.
Термин «акцептор результатов действия» ввел Петр Кузьмич Анохин (1898- 1974) в 1955 г.
АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия, сопоставления ожидаемого и реального результатов в функциональных системах.
В основе теории функциональных систем лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой.
Функциональная система - это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Это модель организации и регуляции поведения, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она формируется в процессах проб и ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается соответственному отбору.
Рис. 1. Схема саморегуляторных механизмов функциональной системы по П.КАнохину (пояснения в тексте)
В функциональной системе выделяется несколько стадий информационных преобразований: афферентный синтез, принятие решения, реализация решения.
Афферентный синтез (первый этап в работе функциональной системы) предполагает анализ и синтез афферентной информации, имеющей четыре источника:
обстановочную афферентацию (совокупность разных раздражителей внешней или внутренней среды, воздействующих на организм);
пусковую афферентацию (непосредственный стимул реакции, наиболее сильные раздражители);
доминирующую мотивацию (инстинктивные потребности: половые, пищевые, оборонительные);
память (информация о прошлом опыте).
Не все раздражители достигают высших отделов мозга и т.о. оказываются невоспринятыми. Организация ответной ориентировочной реакции осуществляет наиболее сильные раздражители – пусковая афферентация. Непрерывный активный подбор афферентаций и их сопоставление с доминирующей мотивацией и элементами прошлого опыта осуществляется как ориентировочно-исследовательская деятельность (реакция).
Вторым блоком функциональной системы является блок принятия решения. Принятие решения (постановка цели) осуществляется только на основе полного афферентного синтеза. Взаимодействие обстановочной, пусковой афферентаций и прошлого опыта (памяти) порождает образ, но этот образ не вызывает поведение, он должен быть соотнесен с доминирующей мотивацией. В результате выбирается такая форма поведения, которая соответствует внутренней потребности, прежнему опыту и окружающей обстановке. Итак, афферентный синтез заканчивается принятием решения. Принятие решения ведет к формированию программы действия. Программ Анохину, состоит из 2-х принципиально различных элементов:
1) эфферентной программы действия (ЭПД), т.е. определенной последовательности набора нервных команд, поступающих на исполнительные приборы - эффекторы (скелетные мышцы, железы, внутренние органы).
2) акцептора результата действия (АРД), Акцептор результатов действия - это идеальный образ (эталон) будущих результатов действия, т.е. нейронной модели предполагаемого результата, к которому должно привести данное действие. Он должен обеспечить механизмы, позволяющие не только прогнозировать параметры необходимого результата, но и сравнить их с параметрами реально полученного результата.
Т.о., программа действия выполняет организующие функции, акцептор действия – контрольные.
Осуществление программы действия приводит к результату, который оценивается организмом с помощью обратной афферентации (ОА), т.е. обратной связи. Информация о результатах действия и его параметрах по каналам обратной афферентации поступает в акцептор действия, где эти результаты сравниваются (т.е. сличаются) с ожидаемыми (запрограммированными). Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс.
В случае, если полученный результат соответствует ожидаемому, данная "функциональная система" прекращает свое существование, т.к. это значит, что цель была достигнута. При этом происходит запоминание наиболее успешного варианта афферентного синтеза. В информационном аспекте А. р. д. представляет собой “информационный эквивалент результата”, который обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляет сличение результата с его “опережающим отражением”. В случае их частичного несовпадения вводятся поправки в программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение. Процессы согласования или рассогласования, возникающие при сличении параметров реально полученного результата с запрограммированным в акцепторе результатов действия, сопровождаются либо чувством удовлетворения, либо неудовлетворения, т.е. положительными и отрицательными эмоциями.
Т.о., функциональная система представляет собой временное объединение различных элементов нервной системы – от рецепторов до исполнительных приборов, возникшее для выполнения конкретной задачи. Нейроны, участвующие в формировании функциональной системы, расположены во всех структурах ЦНС, на всех ее уровнях.
Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между 'стимулом' и началом 'реакции' выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т. е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой.
Из книги: Р.И. Кругликов "Принцип детерминизма и деятельность мозга"
Концепция опережающего отражения
"Одним из крупных обобщений, касающихся роли времени в биологии, является представление об опережающем отражении действительности,
сформулированное П.К.Анохиным(Вопр.философии 1962.№6 с.97-109). Его суть состоит в том, что многие поколения живых систем, сталкиваясь с
определённой последовтельностью повторяющихся внешних сосбытий (смена времён года, дня и ночи и тд), не только отражали последовательность этих событий
но и фиксировали ее в цепях химических реакций. Благодаря возникновению системы биокатализаторов соответствующие цепи
химических реакций приобрели способность развёртыватьс и завершаться намного скорее, чем последовательность внешних событий.
...
В дальнейшем эта способность к опережающему отражению постоянно действующих факторов среды разовьётся в механизм безусловных рефлексов и систему
совершенных реакций, обеспечивающих гомеостаз как выражение опережающего отражения устойчивого, стабильного в среде
"
Образ Я, самооценка относятся к собственно личностным характеристикам человека и входят как составные части в структуру самосознания.
Образ Я характеризует собой когнитивную составляющую самосознания. Он включает в себя знания о себе, о своих внешних и внутренних качествах. Эти знания могут различаться по полноте, по направленности, по истинности и ложности. Представление о собственных внешних и внутренних качествах формируется у человека начиная с раннего детства под влиянием внешних оценок и внешней информации, т.е. эмоциональных отношений со стороны взрослых, прежде всего мамы. По своему психическому и физиологическому устройству человек не имеет возможности получить информацию о своих внешних особенностях только от самого себя. Впервые образ своего тела чел видит в зеркале примерно в возрасте 6-7 мес. Жак Лакан назвал стадию развития ребенка с 7до 16 мес «стадией зеркала». На этой стадии происходит формирование субъектности человека, которая, по мнению Лакана, преподносится человеку извне, от др людей.
Представления о собственных психических характеристиках также строится на основе оценок окружающих, а в дальнейшем на основе результатов собственного поведения. Однако, многие исследования показывают очень высокую устойчивость сформированного в детстве отношения к себе. У маленького ребенка знания о себе имеют недифференцированный характер, с возрастом они становятся все более дифференцированными, однако это зависит от способности к рефлексии и общ развития личности.
Одной из распространенных методик изучения образа Я явл тест «20 высказываний» Куна. Согласно данной методике испытуемому предлагается 20 раз дополнить предложения, которые начинаются «Я - …» Полученные данные оцениваются по количеству дополненных предложений. Считается, что количество прямо связано с уровнем когнитивной сложности образа Я, уровнем развития рефлексии. Сами характеристики также могут быть проанализированы по степени значимости. Считается, что наиболее значимые признаки находятся в верхней части списка. По содержанию выделяют характеристики, связанные социальными ролями, описывающими как представителя какой-либо соц группы и личностными качествами.
Самооценка хар-ет эмоц сторону самосознания, отражая отношение чел к самому себе. Самооценка определяется как уровень близости знаний о себе, знаемого образа Я к идеальному, желаемому образу Я. Заниженной м.б. названа самооценка ниже 40-35%. Заниженная самооценка препятствует развитию личности и снижает эффективность деятельности. Завышенная самооценка (выше 75%) также препятствует развитию личности, но более благоприятна для деятельности, чем заниженная. Оптимальной считается оценка 55-60%.
Я-концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он (индивид) строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Я–концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие: 1. Я–физическое как схема собственного тела; 2. Я–социальное, соотносимое со сферами
Я–концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:
1. Я–физическое как схема собственного тела;
2. Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
3. Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.
Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.
Индивидуальный стиль деятельности достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание , систематичность
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных И. с. д. заключена в существовании “зоны операциональной неопределенности”, допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности И. с. д. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время И. с. д. может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности.
Климов Е. А.
Индивидуальный стиль деятельности
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности, но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных оговорок, будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы.
Итак, в узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. При этом, говоря о способах, не обязательно иметь в виду только исполнительные и тем более двигательные акты — это и гностические, ориентировочные действия и смена функциональных состояний, если они выступают как средство достижения цели (например, «самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров). Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Наиболее общая структура индивидуального стиля сводится к следующему. Прежде всего существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального стиля, они-то и обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а значит, и такая особенность деятельности, которая может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.
Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (обозначим их литерой «А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»), При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре.
Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно она «обрастает» компенсаторными механизмами. Так, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.
Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две их категории: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).
Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».
Если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы и относительно простой и актуальной. Однако думается, что такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача, а именно мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая (не обязательно всеобъемлющая) система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи (будет ли задача двигательной или гностической, будет ли она предполагать взаимодействие с вещами или людьми, будет ли связана с однократными или повторяющимися разнообразными или монотонными действиями, потребует ли отдельных реакций или сложного иерархического плана поведения — все это зависит от стечения обстоятельств). Наиболее общий путь, ведущий нас к ситуациям, где есть или возможен индивидуальный стиль, состоит в следующем.
Необходимо выделить, определить конкретную систему «субъект—объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления).
Выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т. е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих).
Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному поддержанию внимания в монотонной обстановке — подвижность и т. п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.
После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям»...
Могут сказать, что мы рекомендуем слишком хлопотный способ (разбираться в каждом, буквально отдельном, единичном случае индивидуального стиля), и спросить: где же представление о детальной типовой структуре индивидуального стиля? Спросим и мы: а почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?
Если астроном изучает Солнце, то вполне допустимо, что его может занимать вопрос, как познать именно это конкретное светило и предсказать его поведение. Думается, что факт неповторимости каждой личности дает аналогичное право и психологу. В идеале мы должны уметь быстро, оперативно конструировать программу воспитательных, формирующих воздействий, адресуемых не просто к представителю типа, группы, а именно к конкретному человеку. В этом, вероятно, и состоит одна из специфических черт психологии: началом и концом проблемы для нее может быть познание данного человека.
Способности - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. (Б.М.Теплов, он изучал способности начиная с 1940 года).
Теплов выступал против «ранжирования» людей по способностям, придавая особое значение индивидуально-типологическому своеобразию способностей.
Задатки - врожденные анатома-физиологические и функциональные особенности нервной системы и мозга, которые составляют природную основу развития способностей человека. (Теплов)
Рубинштейн С.Л. : задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Задатки немалозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности (Теплов).
Общие способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают его будущую успешность в самых разных видах деятельности.
Специальные способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают его предрасположенность и будущую успешность в отдельных видах деятельности.
Следует учитывать, что возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают соответствующие общие способности. Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований.
Условия развития способностей.
Сензитивные период - наиболее благоприятный период становления способностей в процессе обучения и воспитания.
Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями, и т.п.)
В каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность - рутинна, снижение интересов; очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации).
Рубинштейн С.Л. : способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Развитие способности происходит по спирали : реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Способности и уверенность в себе
Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Очевидно, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ученик заявляет: <Я этого никогда не осилю>, вероятнее всего, он действительно потерпит неудачу, в первую очередь потому, что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.
К способам заучивания относятся смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение или сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже известным.
Не столько план сам по себе, сколько самый процесс его составления играет важную роль в запоминании.
Кеттел и Айзенк являются
одними из основных представителей направления, разрабатывающего теорию черт
личности. Представители этого направления рассматривают личность как
совокупность определенных черт характера, качеств человека и ставят задачу
определить специфику черт и найти способы их выявления. Особенность данного
подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности,
которые выделяются на основе факторного. Теории черт представляют собой
достаточно мощное направление в современной психологии. Достоинством
направления явл опора на статистические данные и стремление выдвигать
проверяемые положения. Однако, данные исследования не позволяют учитывать
индивидуальные особенности.
Кеттел (1905г): Структурная теория черт личности
Осн вклад – разработка
оригинального подхода к выявл черт личности и применении многомерной статистики
– факторного анализ для анализа осн черт.
личность – это то, что позволяет нам
предсказать поведение человека в данной ситуации. Личность связана со все
поведением индивида как внешним так и внутренним.
Повед чел определяется
взаимодействием черт личности и ситуационных переменных.
Черты (факторы) личности – относительно постоянные тенденции реагировать
определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Они могут быть как
конституциональными (биологические и
или физиологические данные индивида) так и сформированными средой
(характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения). По данным Кетелла, 2/3 факторов зависят от
окружающей среды.
Поверхностная черта – совокупность
поведенческих характеристик, которые не имеют единой основы и временного
постоянства, поэтому Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.
Исходные черты – основополагающие
структуры, которые определяют постоянство, наблюдаемое в поведении человека.
Находятся на более глубоком уровне личности
Исходные черты можно разделить на:
Черты, связанные со способностями
(интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация) определяют
умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели.
Черты темперамента рассматриваются как
конституциональные черты, определяющие эмоциональность человека.
Динамические (мотивационные)
черты
отражают мотивационные элементы поведения человека (например, личность можно
охарактеризовать как амбициозную, стремящуюся к власти или заинтересованную в
приобретении материальных благ).
Общие и уникальные черты.
Общие – присущие в различной степени всем представителям одной и той же
культуры (самооценка, интеллект, интроверсия). Уникальные черты имеются лишь у
немногих, часто проявляются в сферах интересов и установок.
Классификации связей между
этими чертами личности в концепции Кетелла не представлены.
Содержание черт может быть
выявлено путем факторного анализ на осн различных данных:
L (life) - данные – сведения об
особенностях жизни человека, о его поведении, полученные через наблюдения или
др. способом (успеваемость в школе или взаимоотношения со сверстниками)
Q (question)
- данные – данные самооценки, ответов на вопросы. Сюда относятся все результаты
опросников
Т (тестовые) (OT) -
данные – данные объективных тестов.
Кэттел полагал, что только
сопоставление и статистический анализ L, Q, T-данных дает
возможность судить о наличии черты личности.
Составленный Кэттелом
шестнадцатифакторный опросник пользуется большой популярностью, но и вызывает
много критики (Шестнадцать факторов: А: отзывчивость-отчужденность; В:
интеллект; С: эмоциональная устойчивость-неустойчивость; Е: доминантность –
подчиненность; рассудительность-беспечность; сознательность-безответственность;
смелость-робость; жесткость-мягкость; доверчивость-подозрительность;
мечтательность-практичность; дипломатичность-прямолинейность; склонность к
опасениям – спокойствие; радикализм-консерватизм; самодостаточность-конформизм;
недисциплинированность-контролируемость; расслабленность-напряженность).
Так попытка рефакторизации
опросника на отечественной выборке (Русалов, Гусева) позволила выделить лишь 8
значимых факторов. Айзенк критиковал подход Кетелла как несистематический.
Айзенк (1916г). теория типов личности
Суть теории в том, что
элементы личности могут быть расположены иерархически.
Суперчерты или типы являются самыми крупными образованиями,
лежащими в основании и связанные с физиологией н.с. Суперчерты построены из
нескольких составных черт, которые
представляют собой специфические качества, присущие этому типу. Черты состоят
из многочисленных привычных реакций,
которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
Первоначально
Айзенк выделил 2 суперчерты: экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность.
Нейротизм – континуум от нормальной аффективной стабильности до ее выраженной
лабильности. Термины экстра-интроверсия были заимствованы у Юнга и обозначают
фиксированность на внешний или внутренний мир. На основе этих двух измерений
можно выделить 4 типа личности:
интроверсия-стабильность:
люди склонны придерживаться правил и норм, быть заботливыми и внимательными;
интроверсия-нейротизм:
больше беспокойства, пессимизма и замкнутости;
экстраверсия-стабильность:
заботливость, покладистость, общительность;
экстраверсия-нейротизм:
агрессивность, возбудимость, импульсивность. Высокие показатели по экстраверсии
и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие
показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной
депрессии.
Позднее Айзенк ввел в свою теорию третий
тип измерения личности: психотизм – сила
суперэго. Люди с высокой степенью выраженности этой черты эгоцентричны,
импульсивны, грубы, равнодушны к другим, склонны противиться общественным
устоям. Он предположил, что психотизм (более выражен у мужчин) – это
генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической или
психопатической личностью.
Айзенк пытался установить связь
выделенных им параметров с особенностями н.с. Он считал, что у экстрав на
ретикулярную формацию давит кора головного мозга, поэтому уровень активации
низок и для его стимуляции требуется постоянная подпитка энергией из вне.
Интроверты же обладают высокой чувствительностью нервной системы, поэтому
«самодостаточны», им итак хватает энергии.
Нейротизм Айзенк с деятельностью
лимбической системы, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное
поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные,
вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее и длительнее, чем более стабильные
личности.
Аспект психотизма в качестве рабочей
гипотезы он связывает с системой, продуцирующей андрогены. Однако это не имеет
достоверных подтверждений.
Теория Айзенка, а особенно предложенные
им опросники пользуются высокой популярностью.