1.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
2.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение - это ядро,
стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее
целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у
каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. Но об этом
дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно,
поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней
претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально
неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К
тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему
развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи
реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
К тому же мировоззрение как
система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего это знания, имеющие своей
опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в
нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой
добро и красоту.
В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это
значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза -интеллектуальный и
эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена
мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.
Естественно, что соотношение этих
сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их
представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции
этих сторон и в мировоззрении разных людей.
Больше того, разной может быть
и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях
и т.п.,- от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных,
пессимистических.
Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на
знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом:
они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где
вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция,
ради которой человек порой способен на многое.
Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение
включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и
религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).
Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного
скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в
деятельности.
Теперь обратимся к типологии мировоззрения. Прежде всего следует выделить два
уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое
складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это
мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его
нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2)
своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными,
мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой
эмоциональной нагрузкой
Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне
миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда
человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику,
обосновывая свои выводы и утверждения.
Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения
предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая
форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний,
хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.
Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной
фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела
полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические
формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", в
"Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то
же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск
путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и
настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по
линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его
удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный.
При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной
картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в
сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому
же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности
ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера
реализуется в культе и через культ.
Причина религии - зависимость
людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она
выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая
эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных.
Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной
регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих
ценностей.
Общее, что роднит религию и философию, - это решение мировоззренческих проблем.
Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение,
глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда
опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого
во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.